Что влечёт для юридического лица признание его банкротом


Бусел - информационный портал
КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 61 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Статья 61 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности - ликвидацию. Основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). В данной статье ГК изложены лишь общие правила о банкротстве юридических лиц. Основные условия и порядок объявления юридического лица банкротом установлены в Законе РБ от «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее - дело о банкротстве) должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - должник) рассматриваются хозяйственными судами с особенностями, предусмотренными Указом № 508, Законом о банкротстве, по правилам, определенным ХПК РБ, другими правовыми актами. Иное законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе установленный ХПК РБ порядок судопроизводства в отношении дел о банкротстве, применяется в части, не противоречащей Указу № 508, другим правовым актам Президента РБ. Ряд принципиальных положений, регулирующих правоотношения по банкротству, содержится в постановлении Пленума ВХС РБ от 23.12.2003 № 11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)». В 2003-2004 гг. помимо указанных нормативных правовых актов были приняты и другие акты законодательства, регулирующие те или иные отношения в сфере банкротства. Предметом правового регулирования законодательства о банкротстве является весь комплекс отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью отдельных видов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сюда, в частности, относятся критерии определения неплатежеспособности, основания для возбуждения дела о банкротстве, применение хозяйственным судом к должнику предусмотренных Законом о банкротстве процедур: защитного периода, конкурсного производства, мирового соглашения либо добровольного объявления должником о своем банкротстве. Указ № 508 значительно расширил предмет правового регулирования законодательства о банкротстве за счет мероприятий по досудебной санации и другим досудебным процедурам. Под санацией в Законе о банкротстве понимается процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, что влечёт для юридического лица признание его банкротом изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемую для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений с кредиторами в установленные сроки (ст.1). Гражданский кодекс также устанавливает виды коммерческих и некоммерческих организаций, которые в установленном Законом о банкротстве порядке могут быть объявлены банкротами. Отдельно подчеркнута невозможность применения процедуры банкротом банкротства для ликвидации и реорганизации казенных предприятий, потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, поскольку ГК устанавливает особый порядок проведения этих процедур. В частности, казенное предприятие ликвидируется и реорганизуется только по решению Правительства РБ (п.6 ст.115 ГК). Иные правила, чем в производстве по делу о банкротстве, предусмотрены также при реорганизации и ликвидации потребительских кооперативов (ст.116 ГК), фондов (ст.119 ГК). Анализ норм ГК (ст.46, 57, 61 и др.), а также норм Закона о банкротстве (ст.1, 2) позволяет достаточно полно определить круг должников - юридических лиц, подпадающих под действие Закона о банкротстве. Во-первых, - это любые коммерческие организации, в том числе действующие в форме: хозяйственного товарищества (полного или коммандитного); хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью); производственного кооператива, в том числе колхоза; унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Коммерческие организации в форме унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенные предприятия), исключены из круга юридических лиц, которые могут быть должниками по делам о банкротстве. Во-вторых, - это некоммерческие организации, действующие, в частности, в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Если исходить только из норм, содержащихся в ст.61 ГК и ст.1 Закона о банкротстве, то другие некоммерческие организации не могут быть должниками в деле о банкротстве. Однако здесь нужно заметить, что ГК (ст.46) содержит не закрытый перечень форм некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Одновременно ГК устанавливает (ст.61), что в судебном порядке экономически несостоятельным (банкротом) может быть признано юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда (некоммерческие организации). Таким образом, налицо коллизия двух норм ГК. В п.3 ст.46 ГК дается примерный (не исчерпывающий, открытый) перечень некоммерческих организаций, а п.1 ст.61 ГК содержит императивную норму и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, которые могут быть признаны экономически несостоятельными (банкротами). Решением проблемы может быть ситуация по определению критерия отнесения некоммерческих организаций к юридическим лицам. Их можно выявить путем анализа правовых норм, которые определяют понятие, цели и признаки экономической несостоятельности (банкротства). Из смысла п.1 ст.61 ГК вытекает, что отправным критерием является цель деятельности юридического лица - извлечение прибыли. То же следует из положений ст.1 Закона о банкротстве. Для того чтобы определить, связано ли занятие предпринимательской деятельностью с экономической несостоятельностью (банкротством), необходимо обратиться к вопросам правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций, а также цели применения института банкротства. Основным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является то обстоятельство, что вся прибыль некоммерческих организаций не распределяется между учредителями, а идет на достижение уставных целей. Следовательно, некоммерческая организация: участвует в имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора; отвечает по своим обязательствам в полном объеме (за исключением учреждения), в том числе ответственность наступает независимо от вины организации, если она вытекает из обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью. Для кредитора нет различий, почему возникла задолженность у должника - некоммерческой или коммерческой организации. Главное здесь - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Кстати, в определении экономической несостоятельности (банкротства) и неплатежеспособности также нет указания на то, что задолженность должна возникнуть в результате предпринимательской деятельности. В соответствии со ст.1 Закона о банкротстве под неплатежеспособностью понимается неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. А экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями Закона о банкротстве. Из сказанного вытекает, что ограничение некоммерческих организаций в занятии предпринимательской деятельностью не является достаточным основанием для неприменения к ним процедур банкротства. Следующим необходимым обстоятельством для реализации процедуры банкротства является наличие в собственности или хозяйственном ведении должника обособленного имущества, на которое можно обратить взыскание. Это обстоятельство связано с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность по долгам. В том случае когда у юридического лица имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ему на праве оперативного управления, для восполнения ограничения по распоряжению этим имуществом и защиты интересов кредиторов законом предусмотрено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такого юридического лица (ст.115 ГК). Подобное юридическое лицо не может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), так как не обладает имуществом, которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство в этом случае теряет смысл, поскольку все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам юридического лица. Банкротом может быть признан здесь только сам собственник. Следовательно, возможность признания организации экономически несостоятельной (банкротом) зависит, прежде всего, от наличия долга и способности нести самостоятельную имущественную ответственность по этому долгу. Необходимо отметить, что большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности (исключение составляют лишь унитарные предприятия с правом оперативного управления на имущество, в том числе учреждения). Поэтому можно сделать вывод, что у большинства некоммерческих организаций имеются экономические предпосылки для применения к ним процедур банкротства. А поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, то необходимо создать и правовые основания защиты как интересов их кредиторов, в том числе работников организаций-должников, так и интересов самой некоммерческой организации на случай наступления неплатежеспособности. Отказ на законодательном уровне применять к некоммерческим организациям процедуру банкротства, во-первых, снижает возможности кредиторов по взысканию долга с неплатежеспособной некоммерческой организации, во-вторых, ущемляет интересы самой некоммерческой организации - должника и лиц, входящих в нее, поскольку не позволяет применить возможности санации, мирового соглашения и других процедур банкротства. Ущемляются не только материальные интересы организации, но и ее процессуальное право на обращение в хозяйственный суд за защитой своих интересов. Ведь Закон о банкротстве предоставляет право обратиться с заявлением о возбуждении дела о банкротстве не только кредиторам, соответствующим государственным органам, но и самим должникам. А вместе - это уже нарушение конституционного права некоммерческих организаций. Дела о банкротстве могут рассматриваться только хозяйственными судами. Комментируемая статья ГК полностью согласуется с нормами ХПК о специальной подсудности дел о банкротстве: они рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения должника. В рамках производства дела о банкротстве могут быть рассмотрены и другие споры, непосредственно связанные с имуществом должника (о взыскании заработной платы, о признании сделок недействительными и др.). Поэтому фактически одно производство по делу о банкротстве может включать в себя несколько дел. Правом на подачу в хозяйственный суд заявления о признании юридического лица банкротом обладают различные лица и государственные органы в зависимости от характера неисполненных обязательств. В связи с неисполнением юридическим лицом - должником денежных обязательств такое заявление вправе подать сам должник, кредиторы (в том числе представители работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, другие юридические и физические лица. В связи с неисполнением юридическим лицом - должником обязанности по уплате обязательных платежей (в бюджет и государственные внебюджетные фонды) право на подачу заявления в хозяйственный суд имеют сам должник, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые и иные уполномоченные органы (ст.6 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве также предусматривает основные условия для подачи заявления должником и кредитором (ст.7, 10) и случаи обязательной подачи самим юридическим лицом заявления о своем банкротстве (ст.8). Судебное разбирательство по делу о банкротстве может закончиться вынесением решения о банкротстве с санацией или ликвидацией юридического лица либо определения о прекращении производства по делу, в том числе в случае заключения мирового соглашения между должником и кредиторами. Комментируемая статья ГК предусматривает только судебный порядок признания юридического лица банкротом. Закон же о банкротстве регулирует случаи и порядок, когда юридическое лицо при отсутствии возражений кредиторов добровольно может объявить о своем банкротстве и ликвидации (ст.13 и раздел XII Закона о банкротстве). Как и обращение в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве, объявление о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества юридического лица - унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами юридического лица на принятие решения о его ликвидации (ст.254 Закона о банкротстве). Требуется также получить письменное согласие всех кредиторов. 29.12.2004 г. Виктор Каменков, доктор юридических наук, профессор, председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Журнал «Главный Бухгалтер. ГБ» № 1, 2005 г. От редакции: С 23 февраля 2005 г. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219-З на основании Закона Республики Беларусь от 06.08.2004 № 314-З изложен в новой редакции. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2003 № 11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» на основании постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 № 30 утратило силу. С 26 сентября 2006г. в Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3 на основании Закона Республики Беларусь от 19.07.2006 № 150-З внесены дополнения. С 3 ноября 2006 г. в Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-3 на основании Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 160-З внесены изменения и дополнения. В Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З на основании Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 № 193-З внесены дополнение и изменения.
Разделы
Популярные новости
Курсы валют Национального Банка РБ
12.03.2018 13.03.2018
Евро 2.4314 2.4114
Доллар США 1.9589 1.9565
Фунт стерлингов 2.7157 2.7109
Российский рубль 3.4482 3.4541
Украинская гривна 7.5032 7.5544
Польский злотый 5.8042 5.743
Японская иена 0.18548 0.18363
Народный вопрос-ответ
Статистика
Правовые акты по году принятия

БУСЕЛ © 2008-2017. При использовании материалов ссылка на источник обязательна


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Отсутствие статуса юридического лица УПЦ создает проблемы с церковным Фотоколлаж на годовщину свадьбы i

Что влечёт для юридического лица признание его банкротом Что влечёт для юридического лица признание его банкротом Что влечёт для юридического лица признание его банкротом Что влечёт для юридического лица признание его банкротом Что влечёт для юридического лица признание его банкротом Что влечёт для юридического лица признание его банкротом Что влечёт для юридического лица признание его банкротом Что влечёт для юридического лица признание его банкротом

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ